Котики на тропе войны. Херсон

После вчерашнего объявления к нам в контакты набилось огромное число людей. И, насколько я понимаю ситуацию с луркерами, еще большее число людей собирается к нам присоединиться, но пока стесняется, потому что не очень понимают, чем им придется заниматься.

Поэтому данный материал пишется для того, чтобы на конкретном примере рассказать, чем можно заниматься в рамках движения «Справа». Пример предельно конкретен, речь пойдет о городе Херсоне и координаторе херсонского отделения «Справы» Пашике Билецком.

С моей точки зрения коренного николаевца, Херсон – не город, а обширная куча грязных и занедбаных руин на территории Украины, в отличие от гордого крылатого Николаева. Однако это моё личное мнение. Я интересовался у людей, не имеющих отношения ни к Николаеву, ни к Херсону, и они говорят, что обширная куча занедбаных руин – оба города, с той лишь единственной разницей, что по Николаеву видно, что раньше он был живым городом, а теперь умер, а по Херсону складывается впечатление, что он никогда и не жил.

Но всё это частности и дела не касается. А дело заключается в том, что Пашик Билецкий, как и всё семейство Билецких – большой патриот города Херсона, а еще любитель и знаток его истории. Вообще, в природе редко найдешь человека, который сам внезапно уволится с должности арт-директора хорошего киевского рекламного агентства, и уедет домой, в Херсон, чтобы заниматься его реконструкцией и облагораживанием. Пашик – именно такой человек.

Ещё вместе с братом Лёшиком и пачкой единомышленников Билецкий в своё время построили драккар и сплавился на нём по Бугу. Ещё они регулярно проводят реконструкторские походы, проходя кучу километров в аутентичных одеждах и с историческим снаряжением 12-го века. В общем, крайне интересные люди, в быту такие называются «городские сумасшедшие».

Однако, Билецкие – крайне конструктивные городские сумасшедшие. Они не просто маются ерундой в своё удовольствие, они организовывают и структурируют вокруг себя пространство в направлении облагораживания города. Каждый год уже много лет они проводят для Херсона День Города. А в прошлом году они решили поэкспериментировать и своими силами, с привлечением волонтеров, принуждением городских коммунальщиков и просто всех желающих, вычистили и реконструировали исторический объект – старинные каменные ворота, переведя их из статуса «еще один общественный туалет для бомжей» в статус «место в Херсоне, рядом с которым все фотографируются».

Сейчас Пашик – координатор «Справы» в Херсоне. У него налажено какое-никакое взаимодействие с городскими властями. Насколько я понял, взаимодействие заключается в том, что городские власти побаиваются неистовых Билецких и одновременно пытаются придумать, чем бы их занять так, чтобы потом можно было самим за это отчитаться.

Поэтому сейчас Билецкие вместе с городом организовывают ТИЦ – Туристический Информационный Центр – некую структуру, функция которой заключается в повышении туристической привлекательности города.

Мы приехали в Херсон и долго общались с Билецкими, пытаясь придумать, как лучше организовать повышение туристической привлекательности города. Одна из проблем на этом пути заключается в том, что никаких бюджетных средств на это, разумеется, не предусмотрено. Бюджетная строка на решение таких вопросов – 65 тысяч гривен в год. За такие деньги, конечно, ничего интереснее трёх биллбордов «Туристический Херсон приветствует гостей города!», не устроишь.

Поэтому на данном этапе мы придумали вот что.

Проблем несколько.

Во-первых, Херсон выглядит отвратительно негостеприимно. Я не знаю, зачем приезжать в Херсон и на что в нем смотреть. Пашик знает, но проблема в том, что все достопримечательности Херсона ржавые, полуразрушенные и покрытые толстым слоем ещё советского мусора. Это надо расчищать.

Но, во-вторых, на это нет денег. Реконструировать в Херсоне можно тысячу объектов, но у города нет и никогда не будет денег на реконструкцию даже одного.

И мы пришли к выводу, что стоит попробовать решать эти проблемы так, как это принято делать в цивилизованном мире. Мы придумали продать город по частям. Схема такая.

Шаг первый. Семейство потомственных художников Билецких выступает в роли коллективного Главного Художника Города. В этом статусе Билецкие собирают каталог потенциально небезынтересных туристических мест – исторических или просто атмосферных. И готовят план их реконструкции, с эскизами того, как эти места должны выглядеть на самом деле, в отличие от того, как они выглядят сейчас.

Итогом этого титанического труда становится огромный альбом «Херсон: каким он должен быть».

Шаг второй. Реконструкция каждого объекта тщательно сметируется. Сколько рабочих, каких профессий должны вложить свой труд, и сколько стройматериалов понадобится для каждого объекта.
Итогом этого труда становится приложенный к каждой странице альбома «Херсон, каким он должен быть» прайс-лист.

Шаг третий. Билецкие, выступая от имени ТИЦ, и, соответственно, от имени городских властей, совершают длительный вояж по всем мало-мальски заинтересованным бизнесменам города. И предлагают каждому бизнесмену выбрать и оплатить работы по реконструкции одного или нескольких объектов. Наградой бизнесмену, ставшему меценатом такого мероприятия, становится бронзовая табличка «данный объект реконструирован на средства достойнейшего из достойнейших, купца первой гильдии такого-то, мецената и патриота, при поддержке ликующего и благодарного населения». Примерно такая табличка, только поскромнее, конечно, висит на многих памятниках, например, на памятнике Владимиру в Киеве.

Шаг четвертый. Билецкие, выступая в роли координаторов движения «Справа», привлекают волонтеров и активистов города Херсона к реконструкции исторических объектов своего родного города.

Шаг пятый. Город Херсон постепенно теряет облик с трудом населенного неудачниками мусорного бака, и приобретает тот самый туристический потенциал, ради которого всё на самом деле и затевалось. В Херсоне появляются те самые туристически привлекательные объекты, ради которых стоит съездить на выходные, посмотреть на памятники.

Памятников и вообще объектов с интересной историей в Херсоне более, чем достаточно. Херсон имеет героическую историю, историю суворовских походов, потемкинских деревень и екатерининской колонизации побережья Черного моря. Там пальцем в землю ткни – уткнешься в воспоминание и память веков.

И наша задача таким образом заключается только в том, чтобы достать эти истории, отмыть, отполировать и представить на обозрение всем желающим.

И если нам это удастся, то и бизнес Херсона не останется внакладе. Туристическая привлекательность – это та самая величина, которая наполняет карманы местного бизнеса. Это те деньги туристов, на которые можно строить рестораны и гостиницы, предоставлять рабочие места и вообще всячески повышать уровень жизни местного населения.

В чём, собственно, и заключается наша задача.

Почему мы можем организовать всё это в Херсоне и надеемся на то, что результат будет отличен от нулевого? Потому что в Херсоне мы опираемся на человека, который крайне замотивирован в успехе данного мероприятия, разбирается в вопросе и имеет позитивный опыт реализации аналогичных проектов, просто чуть менее амбициозных. Другими словами, мы не придумываем за Пашика, чем ему заняться, мы просто координируем его усилия и стараемся раскрутить его успехи на всеукраинском уровне, чтобы повысить их эффективность, а еще оказываем консультационную и юридическую поддержку. А работу выполняет, собственно, местная ячейка, которая сама знает, что она хочет это делать.

От прочих координаторов и прочих ячеек мы в итоге ожидаем того же самого. Не в том смысле, что «давайте теперь все повышать туристическую привлекательность того места, в котором мы живем». Наоборот, повышение туристической привлекательности – специфическое занятие, требующее специфических навыков специфических людей. Таких, как Пашик, много не бывает.

А в том смысле, что мы ожидаем, что местные координаторы поймут, каким образом они могут принести пользу родному городу и стране, используя собственные навыки и интересы. А мы со своей стороны обещаем всемерную поддержку и всесторонние консультации и участие.

Таки справы.